Доступная среда
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
специально оборудованные кабинеты для проведения практических и учебных занятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
специально оборудованные кабинеты отсутствуют
кабинет педагога-психолога, групповые комнаты доступны частично и избирательно инвалидам и лицам с овз, кроме маломобильных граждан |
||||||||||
библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствует |
||||||||||
объекты спорта для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
не приспособлены |
||||||||||
средства обучения и воспитания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги МБДОУ моделируют предметно-развивающую среду, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей воспитанников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Для организации образовательной, игровой, оздоровительной деятельности детей в МБДОУ имеется игровое оборудование. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. Созданная развивающая среда в МБДОУ – это вариативно меняющийся механизм психолого-педагогической помощи ребенку, на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности. Данные средства обучения и воспитания приспособлены для использования частично и избирательно инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
||||||||||
обеспечение беспрепятственного доступа в здание мбдоу инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В МБДОУ ЦРР «Ромашка» разработан «Паспорт доступности» обеспечивающий доступ в здание образовательной организации. Вход в образовательную организацию (корпус А) со стороны младшей группы оборудован пандусом, территория МБДОУ асфальтирована, вход в образовательную организацию оборудован домофонной дверью, кнопкой вызова персонала организации. |
||||||||||
специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В детском саду организовано многокомпонентное, 4-х разовое сбалансированное питание детей. Питание детей в МБДОУ сбалансировано, соответствует возрастным нормам, с возможностью замены блюд для детей-аллергиков. Организация питания в детском саду сочетается с правильным питанием ребенка в семье. С этой целью педагоги информируют родителей о продуктах и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в детском саду, знакомя ежедневно с меню. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку, хранению продуктов и процессу приготовления пищи. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Режим питания детей
|
||||||||||
специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников: - дезинфекция помещений, игрушек, посуды; - обеззараживание воздуха в помещениях с помощью бактерицидных установок (кварцевание); - направление на профилактические прививки по национальному календарю РФ; - физкультура на свежем воздухе; - воздушные ванны после дневного сна; - С – витаминизация 3 –го блюда; - щадящий режим нагрузок; - увеличение продолжительности дневного сна; - санитарно -просветительская работа с родителями; - повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса; - корректировка времени для выполнения заданий; - снижение темповых нагрузок; - стимулирующая и обучающая помощь взрослого; - чередование видов деятельности; - учет нагрузок при проведении физкультурных занятий; - организация летней оздоровительной кампании в соответствии с планом. МБДОУ при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе обеспечивает: 1) наблюдение за состоянием здоровья воспитанников; 2) проведение санитарно -гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации; 3) соблюдение государственных санитарно -эпидемиологических правил и нормативов; 4) расследование и учет несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В МБДОУ создаются условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
||||||||||
доступ к информационным системам и информационно-телекоммуниционным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствует |
||||||||||
доступ к электронным образовательным ресурсам инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствует |
||||||||||
специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
отсутствуют |
||||||||||
общежития, интернаты для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
не предоставляются |
Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. №ИР-53507 О коррекционном и инклюзивном образовании детей
Государственная программа Ростовской области «Доступная среда» и государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы
В российском законодательстве используется термин «воспитанник с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.[1] В данную категорию воспитанников включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий.
Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – воспитанники с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными воспитанниками.
Под специальными условиями для получения образования воспитанниками с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.
Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
- использование специальных пособий и дидактических материалов,
- использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях[2]. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.[3] Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.
Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[4].
Содержание образования при получении дошкольного образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования воспитанников с ОВЗ[5] (далее – Стандарт). Стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп воспитанников с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Программа коррекционной работы направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников с ОВЗ и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы. Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать:
- поддержку воспитанников с особыми образовательными потребностями;
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ и инвалидов;
- интеграцию этой категории воспитанников в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- оказание каждому воспитаннику с ОВЗ и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких воспитанников, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
- создание специальных условий обучения и воспитания воспитанников с ОВЗ и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности.
Программа должна содержать:
1) цели и задачи коррекционной работы;
2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;
3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки воспитанников с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов; и др
______________________________________________________________________
[1] Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
[2] Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[3] Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
[4] Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
[5] Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.