Доступная среда

 

Выписка

 

Конвенция о правах инвалидов

 

Конвенция о правах ребенка

 

Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. №ИР-53507 О коррекционном и инклюзивном образовании детей

 

 

 Государственная  программа Ростовской области «Доступная среда» и государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы

  

 

В российском законодательстве используется термин «воспитанник с ограниченными возможностями здоровья», который обозначает физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.[1] В данную категорию воспитанников  включаются инвалиды, для обучения которых необходимо создание специальных условий.

 

Согласно статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное  образование детей  с ограниченными возможностями здоровья (далее – воспитанники  с ОВЗ) осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными воспитанниками.

 

Под специальными условиями для получения образования воспитанниками с ОВЗ следует понимать особые требования к материально-технической составляющей образовательной организации, организации образовательного процесса, содержанию образовательных программ, адаптированные под возможности обучающихся с ОВЗ и обеспечивающие получение ими полноценного образования соответствующего уровня.

 

Согласно указанному Федеральному закону специальные условия для получения образования подразумевают условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,
  • использование специальных  пособий и дидактических материалов,
  • использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования,
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий,
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

 

Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях[2]. Отдельные группы – группы компенсирующей направленности, реализующие адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.[3] Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в группе устанавливается до 15 человек.

 

Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей), обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.

 

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида[4].

 

Содержание образования при получении дошкольного  образования определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой, которая самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования воспитанников  с ОВЗ[5] (далее – Стандарт). Стандарт является основой для разработки соответствующих образовательных программ для следующих групп воспитанников  с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

 

Программа коррекционной работы направлена на создание комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников  с учетом состояния их здоровья и особенностей психофизического развития, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников  с ОВЗ и инвалидов, оказание им помощи в освоении основной образовательной программы. Программа должна носить комплексный характер и обеспечивать:

  • поддержку воспитанников  с особыми образовательными потребностями;
  • выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников  с ОВЗ и инвалидов;
  • интеграцию этой категории воспитанников  в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
  • оказание каждому воспитаннику  с ОВЗ и инвалиду комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития таких воспитанников, психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;
  • создание специальных условий обучения и воспитания воспитанников  с ОВЗ и инвалидов, в том числе безбарьерной среды жизнедеятельности.

 

Программа должна содержать:

1) цели и задачи коррекционной работы;

2) перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов;

3) систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки воспитанников  с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и инвалидов; и др

 

______________________________________________________________________

[1] Ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

[2] Часть 4 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[3] Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

[4] Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

[5] Утвержден Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598. Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 г.